«Сталкер» – фестиваль фильмов о правах человека, и только на этом киносмотре авторам вручаются специальные призы Управления верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ ООН). Награду получила документальная картина «Я не знаю букву «два» режиссера Олеси Корепановой. Приза Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) удостоен игровой фильм «ФАРИДА» режиссера Ксении Лагутиной. Вручая награду, старший специалист по внешним связям, УВКБ ООН Арарат Бабаян отметил, что выбор был сложным, потому что вся программа – достойная. «Фильм показал, насколько многогранна наша жизнь, и как она изменчива, светлые стороны меняются на темные. И, казалось бы, что могло предвещать плохое – женщина ехала в Санкт-Петербург к мужу, но судьба сломала все… В то же время всегда остается надежда, что свет сменит тьму».
14 декабря Управлению Верховного комиссара ООН по делам беженцев исполнилось 70 лет, и ведущий церемонии закрытия от лица кинофестиваля поздравил эту международную организацию с юбилеем.
А фильм «Фарида» получил еще одну награду – специальный диплом жюри за правдивое раскрытие женской судьбы.
Приз «Сталкер» за лучший игровой фильм вручен фильму «Человек из Подольска» режиссера Семена Серзина. Жанр ленты указан как комедия и драма – через запятую, что, согласитесь, уже интересно, слоган – «Все мы немного человек из Подольска». Почему-то вспоминается Маяковский – все мы немножечко лошади, каждый из нас по-своему лошадь. Но герой фильма не лошадь, конечно, он просто попал, как сейчас говорят. Никто не дает ответа на его вопрос – за что он тут, зато его постоянно о чем-то спрашивают. Интеллигентные «менты» с ним просто разговаривают, жонглируя темами: философия, история, логика, музыка, эзотерика... Маленький человек из Подольска и театр абсурда, от которого мурашки по коже – есть о чем подумать…
Приз получил исполнитель одной из главных ролей, Заслуженный артист России Владимир Майзингер. Поблагодарив жюри фестиваля и своих коллег, актер сказал: «Что касается прав человека. Фамилия моя Майзингер, я немец Поволжья, и я не понаслышке знаю, что такое – арестовать человека только потому, что он человек. Об этом мы и снимали фильм. В условиях жизни, которая сейчас существует, я желаю всем вырваться не только из этой природной чумы, но и той чумы, которая диктует нам, что есть какое-то иное понимание человеческой жизни кроме свободы».
Приз «Сталкер» за лучший документальный фильм получила картина «Театр за колючей проволокой» Инны Кокориной. Режиссер очень растрогалась от столь высокого признания фильма на этом фестивале. «Спасибо фестивалю, что поняли мой посыл, – сказала Инна. – Свобода – она не только там, в лагерях, но и нашей повседневной жизни, в наших условиях. Очень было сложно донести этот посыл – слишком неоднозначный материал, с которым надо было обращаться осторожно». Она выразила также огромную благодарность продюсеру Александру Радову – вдохновителю этого фильма – который скончался от ковида весной.
Эта же работа отмечена дипломом Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России.
Впервые в этом году в рамках кинофестиваля «Сталкер» проходил конкурс анимационных фильмов. Зрители и жюри увидели восемь работ. По словам ведущего консультанта Комиссии анимационного кино Союза кинематографистов России Елены Таврог, «фильмы из трех регионов России – Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга – представили как мастера анимации – Дмитрий Геллер, Константин Бронзит, так и совсем молодые мультипликаторы Мария Серебрякова и Роман Архипов, практически еще студент».
Приза «Сталкер» за лучший анимационный фильм удостоен «Боксбалет» режиссера Антона Дьякова – история любви боксера и балерины. Фильм снят на Санкт-петербургской студии «Мельница». Получая награду, режиссер поблагодарил жюри и пожелал всем здоровья, что очень актуально в наше непростое время.
Приз Президента кинофестиваля народный артист России кинорежиссер Вадим Абдрашитов вручил документальному фильму «Презумпция виновности» Дмитрия Степанова.
«О чем эта картина, почему приз вручается именно ее авторам? – с таким вопросом обратился со сцены ко всем сидящим в зале Абдрашитов. – Что такое правовое государство и что такое – правовое пространство? Это пространство, в котором зло называется злом, а добро – добром, и человек не сходит с ума, потому что никакой переполюсовки нет. Черное мы называем черным, а белое – белым. Если это переполюсовать, получается тот чудовищный сюр, который замечательно в этом фильме воспроизведен». Президент фестиваля отметил, что лента получает не первую награду (фильм удостоили диплома киноведы), и таких работ на киносмотре несколько – и «это не совпадение, это говорит о четком векторе фестиваля «Сталкер».
Благодаря за приз, режиссер «Презумпции виновности» сказал, что самое важное – «снимать свое кино, показывать его и жить полноценной жизнью, несмотря на то, что происходит».
Приз гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России «Белый слон» получила лента «Алиса из страны чудес» Елены Демидовой. Вручая награду, кинокритик Александр Колбовский отметил: «Фильм, в который мы с коллегами просто влюбились – это абсолютно чистая эмоция, эмоция счастья, любви и сострадания». Режиссер картины Елена Демидова сказала, что приза более всего достояны героини, потому что то, что увидели зрители, происходили между героинями. «Эти две девушки – абсолютно разные, из разных миров и сфер жизни, и страшная неумолимая болезнь, которая отнимает то самое право на жизнь, но музыкант Алиса Апрелева делала что-то такое, что и вдруг становилось не страшно».
Специальный приз имени Марлена Хуциева за верность идеям «Сталкера» был вручен режиссеру Александру Прошкину – режиссеру, на счету которого: «Холодное лето 53-го» и «Доктор Живаго», «Чудо» и «Михайло Ломоносов», «Опасный возраст» и «Русский бунт», «Райские кущи» и «Николай Вавилов». Картин очень много, и, как сказал Вадим Абдрашитов, – «ни в одном из фильмов нет ни слова лжи. Прошкин снял фильм «Михайло Ломоносов» – о праве человека заниматься наукой, «Николай Вавилов» – картину, страшную своей правдой, обнаженной правдой. Замечательный фильм «Чудо», где очень хорошо показан сложный политический деятель Хрущев, и много других значительных работ».
На фестивале были также вручены призы имени известных правозащитников и режиссеров, призы общественных организаций и иные дипломы целому ряду игровых и документальных фильмов.
Шесть дней фестивальных просмотров были насыщенными и интересными – просмотры, встречи с режиссерами и творческими группами. Многие картины были впервые показаны зрителю, чему их авторы очень радовались.
К сожалению, полные залы, как это обычно бывает на «Сталкере», собрать не удалось, в силу обстоятельств, выражаясь юридически, непреодолимой силы, тем не менее киносмотр состоялся, и это очень здорово.
Хочется напомнить, что фестиваль проходил в Центральном доме кинематографистов с 10 по 15 декабря. За шесть дней киносмотра в Центральном Доме кинематографистов было показано 66 фильмов. В конкурсной программе – 59 работ, из них: 13 полнометражных, 11 короткометражных игровых, 8 анимационных и 27 документальных фильмов.
Киносмотр проводится Гильдией кинорежиссеров России при поддержке Фонда Президентских грантов, Министерства культуры Российской Федерации, Совместной программы Российской Федерации и Управления Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ ООН), Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), Филиала Фонда Розы Люксембург в Российской Федерации.
Генеральный партнер кинофестиваля «СТАЛКЕР» – Фонд Михаила ПРОХОРОВА.